Процессуальная археология: легендарные деятели, революционный подход

Научные перевороты в археологии

По содержанию, времени и характеру каждый из крупных научных переворотов в археологии (как и в других дисциплинах) в известной мере определялся необходимой логикой развития самой науки, кое в чем зависел от состояния техники и от уровня развития других наук, но во многом формировался социальными потребностями общества, воздействием классовых движений и сил - чем ближе к социально-политическому флангу наук, тем больше.

Археологические экспедиции за рубежом издавна служили империалистическим державам одним из средств культурного проникновения в слаборазвитые страны, и это проникновение подготавливало, облегчало, украшало и закрепляло экспансию экономическую и военно-политическую, оказываясь орудием колониализма. Можно было бы предположить, что неожиданная любовь правящих кругов США к археологии вызвана возросшими политическими амбициями.

После второй мировой войны американский империализм взял на себя роль оплота мировой капиталистической системы, так что расширение культурной и идеологической экспансии могло бы отражать претензии на руководство миром. Не сказать, чтобы эти мотивы вовсе не фигурировали в отношении американских властей к археологии. Американские археологические экспедиции за рубеж нередко направлялись в страны, представлявшие злободневный политический интерес для Госдепартамента (Зап. Азия. Мезоамерика), иногда с его прямой финансовой поддержкой (Нубийская экспедиция).

Стремление американцев к лидерству в мировой науке, в том числе археологической, выражается в конкретных мерах Американские делегации на международные археологические конгрессы являются самыми многочисленными и состоят из многих сотен человек, тогда как другие страны обычно представлены делегациями, состоящими из нескольких человек или нескольких десятков человек.

Американцы чаще других организуют международные симпозиумы и быстро публикуют труды. Американским ученым удалось превратить издаваемый на деньги фонда Веннера-Грена журнал "Каррент-Антрополоджи" (130-150 тыс. долларов в год) во влиятельную всемирную трибуну по теоретическим проблемам антропологии, этнографии и археологии.

Издатели стараются представить свой журнал независимым органом международного сообщества ученых, разрабатывают для этого сложные процедуры международного реферирования статей, обращаются к голосованию, привлекают авторов с диаметрально противоположными взглядами. Но при чисто американском составе редакции и подавляющем большинстве американцев среди участвующих в голосованиях, организация дискуссии на этой трибуне остается в руках американцев, а с этим связан, по крайней мере, выбор тематики.

Если объяснять только этими тенденциями США поворот административных интересов к археологии, то можно было бы прогнозировать ослабление финансовой поддержки в ближайшем будущем в связи с наметившейся в начале 70-х гт. переоценкой приоритетов и переориентировкой политики. Но такая однолинейная увязка была бы преувеличением. Претензии США на руководство миром резко проявились вскоре после окончания войны, некоторое уменьшение напряженности и военного бюджета - после 1953 г., новый рост - с начала 60-х гг., приостановка - в начале и середине 70-х и опять рост.
Читать дальше...

Понятие о современной археологии

Современная археология (New, modern Archaeology), называемая также "новой", "научной", "системной", "процессуальной", "прогрессивной" и "авангардной" и далее обозначаемая сокращенно (СА) - предмет наиболее громких споров в современной научной жизни археологов Запада. Споры эти продолжаются вот уже полтора-два десятилетия, и острота их не уменьшилась, а пожалуй, возросла. Похоже, что произошла резкая поляризация сил в археологии западного мира (Западной Европы и Северной Америки).

Чтобы оценить с позиции Российской археологии радикальность, смысл и значение этой поляризации и соответственно выработать собственное отношение к борющимся сторонам, к их идеологическим установкам и их вкладам в науку, нужно исследовать феномен "Современной археологии" всесторонне - ее идейные истоки и социально-исторические корни, состоятельность и плодотворность ее предложений, их богатство и новизну.

"Современная археология" и хронологический рубеж. Термином "выделение" обычно обозначают два разных процесса: это появление и обособление некоторого феномена в реальном мире, и различение, ограничение и определение (выработка дефиниции) этого феномена исследовательскими операциями. Поскольку здесь указанные операции будут ориентированы на прослеживание реального процесса и его результата, оба значения термина соединяются. Высказывалось немало нареканий на термин "современная археология" или "Новая археология".

Он не и слишком претенциозный, и слишком неопределенный, и слишком узкий (отрывает от традиций, исключает наследие старой археологии), и неудобный в перспективе (станет ведь и "новая археология" старой) и т.п..

И он даже не очень адекватен обозначаемому понятию: археологические идеи НА не новы, а новые - не археологичны, ибо относятся не к археологии, а скорее к культурной антропологии или философии. Так что и не "новая", и не "археология". Но термин этот прижился именно потому, что вполне соответствует задаче, стоявшей перед теми, кто им воспользовался.

Своим буквальным смыслом избранный термин подчеркивает два обстоятельства, которые этим деятелям и требовалось подчеркнуть. Во-первых, то обстоятельство, что обозначаемая им концепция и школа порывают со старыми традициями и осуществляют радикальнейшие перемены, "революцию в археологии", причем революцию первого ранга, эпохальную. Л. Бин-форд сопоставляет ее с дарвиновским переворотом в биологии.

Дэвид Кларк приравнивает к заложению основ современных эмпирических наук в эпоху Возрождения и ассоциирует термин "новая" с названием основополагающих трудов Галилея по физике и механике и Ф. Бэкона. Второе обстоятельство заключается в том, что концепция, обозначаемая термином новая археология, должна быть (и, по мнению ее приверженцев, становится) общеобязательной, заполняя собой всю современную археологию. Она предлагается как новая парадигма всем, кто желает работать на современном уровне. Именно так: не "новая теория" или "новая школа", а "новая археология".
Читать далее

Эволюция культуры

Подобно органам тела, культура работает в соответствующих условиях, отказывает в изменившейся до невыносимости обстановке, нуждается в замене более совершенным вариантом, подчиняется законам эволюции естественному отбору и т.п. Это возводят в абсолют некоторые "натуралисты" от социологии (напр. Darlington 1968), объявляя единственно достойным аспектом изучения, но как один из аспектов признают и марксистские ученые (например, Семенов 1966).

Величайшая благотворность и эволюционный смысл этой искусственности состоят в том, что она освободила человечество от ряда ограничений биологической эволюции - ограничения в темпах развития, в масштабах размножения, в размахе многообразия среды, к которой приспособление возможно. Биологической эволюции необходимо для мелкой полезной замены признака череда минимум в десятки поколений, а их еще надо умножить на возраст половой зрелости, и чем сложнее и выше организм, тем больше эти цифры.

Изменения культуры бывают столь же медленными, но в принципе могут протекать и чрезвычайно быстро, распространяясь в одном и том же поколении. "Даже при искусственном осеменении 2000 отпрысков считается хорошим достижением для быка-производителя, но та же цифра представляется убогой для издания книги" (Брэй 1973: 89). Низшим животным программа поведения задана жестко в виде набора безусловных рефлексов.

У высших животных она обогащается системой условных рефлексов, медленно приобретаемых в ходе индивидуальной жизненной практики и немного также обучением. Человеку же большей частью программа дается массивными блоками информации в символической форме из совокупной памяти общества. Она может пополняться и сменять не раз в течение жизни индивида. Стало быть, ее отличает от биологической немыслимая раннее пластичность, мобильность, оперативность. Эта раскрепощенность культуры обеспечивает феномен личности.

Той же коренящейся в производстве искусственностью культуры предопределена еще одна очень важная черта культуры, как программы человеческой деятельности: известная свобода выбора форм. Поведение и эволюция животных целиком предопределены адаптацией к среде и ее изменениям.

Вероятностными законами сформированы суровые нормы поведения и стандарты ф о р м, а отклонение от них незначительны, носят характер случайных мутаций и укладываются в рамки нормального статистического распределения, образуя всякий раз одновершинную кривую с высоким пиком. Конечно, было бы наивным телеологизмом утверждать, что эволюция должна была принять только те формы, которые она приняла, - летать должны беззубые твари, у крупных животных должно быть не больше четырех конечностей, рогов на темени должно быть два, а не один и т.п.

В ходе эволюции появлялись альтернативные возможности, но выбор на распутьях делали не сами животные, а слепая сила случая: та или иная конфигурация материков, капризы погоды и т.п. Человек же в своем поведении тоже подчиняется определенным законам, осознает он это или нет, и он вынужден считаться с наличными условиями и возможностями. Но так как часть этих условий производит он сам и так как нередко при этом одинаковые задачи могут быть решены разными конструктивными способами, то человек может выбирать.
Читать дальше...

zzsol ПВС по оптовым ценам в нашем интернет- магазине MIRonline.com.ua тел. +38 (044) 361-1251 ~

Яндекс.Метрика Счетчик тИЦ и PR